Тканая живопись для замков, дворцов и музеев

Тканая живописьВсе мы в детстве любили сказки, исторические и рыцарские истории и баллады. С удовольствием смотрели фильмы по таким сюжетам – обязательно красивые и красочные. Богатые и благородные короли и принцы (или рангом пониже, но тоже аристократы) живут и устраивают балы в великолепно оформленных дворцах, стены которых украшены оружием, охотничьими трофеями и восхитительными ткаными картинами – гобеленами. Эти рукотканые ковры служили признаком достатка и знатности конкретного дворянина и всего рода. Подобные картины из гобелена делали преимущественно на заказ, с целью запечатлеть «исторические события» своих предков – типа «рыцарь фон Креднипупель отдает в сражении свой меч Фридриху Барбароссе взамен украденного сарацинами». Хотя широко практиковалось и более «лирическое и пасторальное» направление — кульминационный момент охоты, когда пращур обитателя замка поднимает на рогатину сорок первого медведя.

Если говорить более серьезно, то сюжетами шпалер (ударение ставится на втором слоге, поскольку если поставить на первом – это уже будет нечто другое, из лексикона «братков») служили и служат самые разные события и темы. В древнем мире – а гобелены известны со времен Древнего Египта – преобладали растительные и животные орнаменты (судя по находкам из гробницы Тутанхамона). Древние греки и римляне часто использовали мифологические сюжеты, весьма популярные и в средневековье.

Для Европы этого периода достаточно часто встречаются гобелены, посвященные библейским мотивам – деяниям Христа и апостолов. Встречаются и чисто декоративные – аналоги картин голландских мастеров-живописцев; наиболее ярким представителем стали изделия, получившие специальное название – мильфлёр, что значит – тысяча цветов (животные на них тоже изображались). К слову говоря, создавать эскизы и картоны для тканых картин было не только не «зазорно», но и очень почетно – этим занимался, например, Рафаэль Санти.

До перехода человечества к «машинной» цивилизации изготовление гобеленов было исключительно ручным, требовавшим скрупулезности, сосредоточенности, многолетнего обучения и, наконец, таланта. Ведь даже по готовому картону – предварительно сделанному изображению – нужно было очень точно и детально подобрать цвета нитей. Часто мастеру приходилось самостоятельно красить пряжу, чтобы добиться нужного колера.

К счастью для наших современников технологии настолько продвинулись вперед, что теперь нет необходимости быть потомственным (и очень богатым) рыцарем, чтобы стать обладателем подобного изделия. Высокоточное, управляемое компьютером оборудование быстро и с исключительной точностью воспроизводит в ткани изображение (обратите внимание – не печатает рисунок, а «собирает» его из нитей различных цветов). И гобелен, на который мастер тратил год-полтора, вручную подбирая каждое пересечение уточной и основной нитей, машинным способом изготавливается за несколько часов. Соответственно, стоимость изделия снижается и оно становится доступным «широким массам». Ничуть не теряя в качестве по сравнению с произведениями ручной работы.